Pынок телекоммуникаций показывает высокие темпы развития. Согласно данным Агентства по информатизации и связи РК (АИС), предприятиями телекоммуникационной отрасли в 2006 году оказано услуг на сумму 274,2 млрд тенге, что на 20,4% больше, чем в 2005−м. Но ситуация в сегменте Казнета остается сложной, ибо темпы роста здесь весьма специфичны. Несколько лет назад на рынке было пять достаточно сильных компаний, среди которых «Казахтелеком», «Нурсат», «Дукат», «Астел», «Голден телеком» и ряд более мелких. Они имели свои собственные каналы доступа за границу, независимые от «Казахтелекома». Сегодня рынок явно деформирован: «Нурсат» аффилирован с «Казахтелекомом», «Дукат», «Астел» и «Голден телеком» потеряли некогда хорошие позиции на рынке. По большому счету, сейчас вопрос с подключением к сети через других операторов возникает только в случае отсутствия возможностей подключения через «Казахтелеком».
В отличие от общего структурного роста телекоммуникационного рынка, сегмент казахстанского интернета растет недостаточными для полноценного развития темпами. «Ситуация на нашем рынке похожа на ту, что происходит в Белоруссии, – комментирует «Эксперту Казахстан» ситуацию директор New Line Media Дмитрий Зимин. – И там, и здесь доминирующее положение занимает госкомпания. С той лишь разницей, что тарифы в Белоруссии заметно ниже, чем у нас. Говорить же о реальной конкуренции не приходится. Хорошо это или плохо – смотря с какой стороны посмотреть. Складывается впечатление, что в Казахстане конкуренция из года в год угасает. Сейчас у «Казахтелекома» около 80% рынка интернет-доступа, стоит заметить, что она удвоилась за последние 5–6 лет. Единственное утешение – компания достаточно сильна, чтобы выводить на рынок новые продукты и активно их продвигать. Но, с другой стороны, если бы таких компаний было несколько, рынок развивался бы динамичнее».
Подтверждением несимметричного роста может служить нижеприведенная статистика. В структуре доходов отрасли за 2006 год на мобильную связь пришлось 45,9%, междугородную телефонную стационарную – 18,7%, местную – 7,6%, интернет – 5,2%, радиосвязь, радиовещание и телевидение – 3,4%, почту – 1,8%. Мобильный сегмент продолжает занимать львиную долю телекоммуникационного сектора, сохраняя при этом высокие темпы развития: по сравнению с 2005 годом объем услуг мобильной связи в 2006−м увеличился на 58,5%.
Тому есть объективные и субъективные причины.
Тарифы снижают, но темпы не растут
Традиционная телефония и интернет становятся дешевле. В 2006 году «Казахтелеком» дважды снизил тарифы на доступ во всемирную паутину, сначала на 26,1%, потом на 25. Это сделано в рамках поддержки реализации правительственных программ по созданию «электронного правительства» и снижению информационного неравенства среди населения. Учитывая, что казахстанский рынок интернет-услуг конкурентный, свои тарифы пришлось снизить и многим частным интернет-провайдерам.
Но снижение тарифов в интернет-сегменте в общей сложности на 51,1% не стимулировало рост в секторе. По некоторым данным, Казахстан по уровню проникновения интернета занимает среди 15 постсоветских государств третью строчку снизу, обгоняя только Туркменистан и Таджикистан. Г-н Зимин утверждает, что снижение тарифов повлияло на рынок. Если говорить про казахтелекомовский «Мегалайн», то после введения тарифа «Хит» конкурентная среда в плане доступа физических лиц существенно изменилась. По его словам, рост домашней части аудитории заметно увеличится. И это действительно может существенно изменить характер интернет-аудитории. Остальным же операторам трудно предложить альтернативу, ведь предоставлять подобную услугу можно, только имея в распоряжении кабельную инфраструктуру до самой квартиры клиента. «Будь маркетинг «Казахтелекома» более агрессивным и предложи он грамотную линейку продуктов, то по истечении короткого времени конкурентов у компании просто не осталось бы», – резюмирует глава New Line Media.
Примечательно и то, что серьезных исследований и оценок Казнета до сих пор не проводилось. Данное обстоятельство можно объяснить объективной узостью рынка и отсутствием желания его мониторить. Нет точных цифр и по уровню проникновения интернета. В большинстве случаев он оценивается в 4%. Согласно прогнозам АИС, число интернет-пользователей в Казахстане к концу 2007 года достигнет 800 тыс. человек.
Альтернатива Wi-Fi
Скорее всего, учитывая ограниченность возможностей развивать проводные сети, телекоммуникационные компании Казахстана второго эшелона попытаются развивать беспроводные технологии, которые придуманы как еще одна возможность доступа к локальной сети. Обычно радиус уверенного приема не превышает 100–200 м, и чтобы покрыть целый город, нужно на каждом перекрестке поставить свою точку доступа. К ней необходимо протянуть кабель, что автоматически отправляет оператора, к примеру, в поле «Алматытелекома».
«Однако нельзя однозначно сказать, что перспективы Wi-Fi неинтересны с точки зрения его коммерческого использования, – продолжает Дмитрий Зимин. – Такие сети реализованы во многих городах мира. Например, в Москве я пользовался Wi-Fi-сетью «Голден Телекома». Как минимум в центре города доступ был вполне комфортный».
На казахстанском рынке операторы 2DAY Telecom и «Нурсат» продвигают одну из разновидностей беспроводного доступа, который позволяет подключить к сети проблемные офисы. «Однако и там существует ряд ограничений, – поясняет г-н Зимин, – не позволяющих сделать услугу массовой. Конечно, нужно отметить и то, что не всегда данная технология обладает 100−процентной надежностью и по стабильности уступает кабельным сетям».
Впрочем, в скором времени на рынке должен появиться новый стандарт, известный как Wi-Max, проходящий сегодня этап стандартизации. По мере его распространения стоимость развертывания беспроводной сети в масштабах отдельно взятого города заметно снизится.
Вопросы слабого контента
Для динамичного развития Казнета необходимы, по меньшей мере, интересные интернет-ресурсы. К сожалению, их сегодня немного, из-за чего 90% трафика уходит в Рунет. По оценкам казахстанского журнала Computer Club Magazine, в Казнете всего 5,5 тыс. сайтов. О непопулярности и узкой сегментированности контента говорит следующий факт: примерно 20 из этих сайтов имеют суточную посещаемость чуть более тысячи человек.
«Канальным операторам локальный контент не очень интересен, – говорит глава New Line Media. – Они традиционно не предлагали адекватных услуг по размещению серверов контентчиков, соответственно, им все труднее содержать локальные проекты и они генерируют достаточно мало трафика на фоне быстрорастущего трафика из-за границы. Как следствие, интерес поддержки локальных ресурсов у канальных операторов падает, им проще перепродавать клиентам зарубежный трафик. Получается замкнутый круг, разрушить который непросто».
В трафик упирается очень многое, и многие операторы контент-рынка вынуждены выводить серверы за пределы страны. На фоне общего развития коммуникационных услуг ни у одного провайдера сегодня нет грамотной политики в плане сотрудничества с интернет-компаниями, генераторами казахстанского контента.
Хотя потенциальный интерес к Казнету высок. Об этом свидетельствует большое количество доменов, регистрируемых в зоне kz. По информации компании PROFIT Online, только в 2006 году подано 9134 заявки. Вместе с тем большинство доменов регистрируется либо про запас, либо для дальнейшей перепродажи. Но есть на рынке и другие тенденции: регистрируется много доменов для корпоративных сайтов, где в качестве имен, как правило, выступают названия компаний и различные аббревиатуры.
Г-н Зимин утверждает, что выход на домен kz – вполне естественный процесс для растущей экономики. Для любой солидной компании, если она себя таковой считает, иметь сайт в домене kz просто необходимо. «Однако, – считает он, – часто проблема заключается в том, что сайт открывается по заказу руководства, а потом оно охладевает к идее, и сайт компании годами не обновляется. Думаю, это происходит потому, что наши бизнесмены пока не рассматривают интернет как серьезный канал коммуникаций со своими клиентами и не умеют использовать его для ведения и развития бизнеса».
Монополия как тормоз или как стимул?
На казахстанском рынке телекоммуникаций, как уже говорилось, ключевую роль играет «Казахтелеком». На текущий момент по вопросу реструктурирования компании внесена полная ясность. Это стабилизировало ситуацию не только внутри «Казахтелекома», но и в целом на рынке. Казахстанское правительство с целью либерализации рынка телекоммуникаций предполагало реструктурировать компанию с выведением из ее состава магистральной телекоммуникационной сети, через которую поддерживается международная и междугородная связь.
Причина такой схемы оптимизации структуры монополиста в том, чтобы вывести «Казахтелеком» из поля критики за нежелание предоставлять альтернативным операторам связи открытый и равный доступ к магистральной сети. По одной из версий реструктуризации предполагалось передать управление активами в ведение регулирующего органа.
Но это был так называемый хирургический путь вмешательства в сферу развития конкурентной среды в интернете. В итоге казахстанское правительство пошло по пути «косметического ремонта», приняв решение о размещении небольшого пакета акций АО «Казахтелеком» среди казахстанских инвесторов.
По официальной версии, выведение из компании части активов в результате реструктуризации стало бы негативным фактором, снижающим ее инвестиционную привлекательность. Под этим благовидным предлогом вопрос либерализации фактически закрыли.
Рынок телекоммуникаций Казахстана в целом показывает высокие темпы развития, а инвестиции в сектор говорят о его относительной стабильности и привлекательности. Причем планы акционирования компаний с размещением на международных площадках свидетельствуют о зрелости рыночных игроков. На общем фоне роста отстает только интернет. Можно лишь надеяться на то, что дальнейший экономический рост и развитие рынка телекоммуникаций уже в ближайшее время спровоцируют позитивные новости из этого сектора.
Тулкин Ташимов
expert.ru