В преддверии новогодних праздников для компаний наступает традиционный период подведения итогов. Каким год уходящий был для системы WebMoney? Об этом Редакции MoneyNews рассказал директор по внешним связям WebMoney Transfer Петр Дарахвелидзе.
Петр Дарахвелидзе, директор по внешним связям WebMoney TransferMoneyNews (MN.). Какая доля сегодня принадлежит WebMoney на отечественном рынке электронных платежей? Какова динамика этого показателя у WebMoney в 2006-2007 годах, а также в сравнении с другими платежными системами?
Петр Дарахвелидзе (П.Д.). Может быть, не очень корректно оценивать свою собственную позицию и долю на рынке самому лидеру этого рынка. По данным независимых оценок, WebMoney Transfer принадлежит не менее 70% рынка ЭПС в России. (см. мнения экспертов: пресс-секретаря ИК "Финам" Владислава Кочеткова и Андрея Шипилова).
Вообще, наш оборот в 2006 г по сравнению с 2005 г, вырос вдвое по операциям с WMZ (1,4 млрд в эквиваленте долларов США), втрое – по операциям с WMR. Сейчас можно утверждать, что в уходящем 2007-м наша система показала такую же динамику роста оборота и числа транзакций. И, естественно, мы не уменьшили, а увеличили свое присутствие на российском и западном рынке и реально работаем как международная система интернет-платежей. В самом начале 2008-го года мы планируем опубликовать статистический годовой отчет.
MN. Безусловно, одним из важных событий в истории WebMoney является преодоление знакового рубежа в 4 млн. пользовательских регистраций, о которых система отчиталась в конце августа сего года. До сих пор ни одна из отечественных ЭПС к этому показателю даже близко не подошла. Как Вы оцениваете перспективы таких внушительных темпов количественного прироста? Ну и, естественный вопрос, когда можно ожидать юбилейной 5-имиллионной регистрации?
П.Д. 4 миллиона регистраций – событие не только для WebMoney, но и для всего отечественного рынка ЭПС. Дело не только в том, что кому-то далеко или не очень до WebMoney Transfer, дело в том, что это – показатель активности российских пользователей, динамичного развития, постоянно растущего интереса к онлайн-платежам не только зарубежом, что привычно, но и у нас. Поэтому мы не просто подтвердили свои позиции, думаю, что эта цифра много сказала о рынке вообще.
А ведь даже в середине года многие журналисты любили говорить о незрелости рынка онлайн-платежей, о его недостаточной развитости, о невостребованности услуги. Все эти спекуляции опровергнуты фактами. Сейчас у нас держится средний показатель ежедневных регистраций от 4,5 до 5 тыс. в день. Такими темпами доберемся до 5-ти миллионов регистраций едва ли не за полгода.
Пока ограничений для таких же перспектив роста мы не видим. По разным оценкам, в Рунете теми или иными способами платило от 13% до 17% пользователей, в то время как в Европе и США этот показатель достигает 60% и выше. Во-вторых, на карте мира множество развивающихся стран, где абсолютные и относительные темпы роста интернет-пользователей еще выше, чем в России, а проникновение электронных платежей - пока еще ниже.
MN. Рост количественных показателей, очевидно, во многом обусловливается постоянным повышением планки по части роста качественного. WebMoney продолжала анонсировать все новые сервисы для пользователей. Какие новинки от WebMoney Вы сами считаете самыми заметными?
П.Д. Должен сказать, что практически для всех наших сервисов основа была заложена еще при проектировании системы десять лет назад. Это и называется – стратегия успеха.
В 2007 г мы вывели на рынок три основных продукта. Безусловно, это новая цифровая валюта – WebMoney Gold (WMG), полностью обеспеченная золотом и уникальная в своем роде на российском рынке. Мы никогда не делали прогнозов на основании менее чем полугода работы продукта или сервиса и сейчас не будем. Валюта молодая, перспективная, она уже вызывает деловой интерес.
Мы представили широкому пользователю сервис для продавцов - processing.webmoney.ru. Именно эти пользователи электронной наличности обеспечивают ей ликвидность и популярность, и именно они нуждаются в максимально разнообразных способах работы с нами. Processing предлагает всем мерчантам переложить на WebMoney Transfer такие функции как прием платежей от наших клиентов, банковский перевод на расчетный счет, предоставление реестров за расчетный период. Все это существенно снижает нагрузку на самого Продавца. Технические и организационные вопросы берет на себя наше Гарантийное Агентство. В 2008 г разработке и усовершенствованию процессингового сервиса WebMoney будет уделено особое внимание.
Ну и, наконец, существенные изменения коснулись нашей версии WebMoney Keeper для мобильных устройств. Мы смело можем сказать, что теперь у нас полноценная линейка интерфейсов: Keeper Classic для десктопов, Keeper Light – браузерная версия и Keeper Mobile 2.0 для владельцев телефонов, смартфонов и КПК с поддержкой java и GPRS.
Помимо этого, хотелось бы обратить внимание на менее очевидные для новичка, но очень важные для всех наших пользователей достижения. Среди более чем 4-х миллионов в нашей системе есть как минимум 1,5 миллиона наиболее активных и требовательных. За один только 2007 год мы смогли выпустить 5 новых версий нашего основного интерфейса Keeper Classic и учесть большинство предложений и пожеланий наших активных пользователей. Я уверен, что именно эта работа приносит как огромную часть коммерческого успеха, так и благодарность пользователей.
MN. В этом году WebMoney значительно расширила список контрагентов, с помощью которых пользователи получили еще больше возможностей как для ввода, так и для вывода WM. Любопытно, много ли сегодня осталось белых пятен на мировой карте, где ввести или вывести WebMoney невозможно?
П.Д. Активно развивались существующие способы ввода/вывода средств: препейд-карты, терминальные сети, обменные пункты, системы переводов без открытия счета типа CONTACT и UNIStream, перевод на банковский счет и так далее.
Но расширилась сама география WebMoney. Наши украинские партнеры говорят, что по операциям с WMU в уходящем году произошел настоящий прорыв. За год к системе WebMoney подключено множество украинских торгующих предприятий, запущено несколько шлюзов прямого пополнения счетов, анонсирован не один интересный проект, заключены договора с рядом банков, а количество точек пополнения U-кошельков выросло в 8 раз! Можно прогнозировать, что все показатели украинской WM-единицы в уходящем году возросли в 3-4 раза.
В другом полушарии "WebMoney-глобуса" - в ОАЭ, 30-ти других странах Ближнего Востока и Африки, - пользователи получили возможность пополнять wm-кошельки с помощью сервиса Top-Up и препейд-карт крупнейшего оператора региона cashU. И мы будем все так же активно увеличивать свое присутствие в других странах, не только в России и СНГ – как известно, Интернет безграничен.
MN. С 1 июня 2008 года все авиакомпании мира обязаны перейти на электронные билеты. Для платежных систем в этом плане открываются весьма привлекательные возможности. Как Вы можете оценить перспективы использования WebMoney для оплаты электронных билетов? Что сегодня уже делается вами в этом направлении?
П.Д. Мы идем туда в сотрудничестве с крупными процессинговыми компаниями и платежными интеграторами. Если же позволить себе оценить ситуацию с нашей точки зрения, то я вижу, что в вопросе с электронными билетами для наших перевозчиков и агентов важны пока несколько другие аспекты – бухгалтерия, законодательство, документооборот.
Грубо говоря, они знают, что электронный билет будет, знают сроки, в которые он должен быть введен в обращение и знают, что именно им нужно сделать, чтобы работать бесперебойно и четко. Выбор ЭПС здесь – один шаг в ряду нескольких столь же важных. Зато сама сфера взаимовыгодных интересов агентов и WebMoney Transfer гораздо шире только вопроса электронного билета – и в наступающем году мы будем и дальше работать на этом рынке.
MN. Существующие ныне системы интернет-платежей, говоря о своих преимуществах, очень часто подчеркивают такой момент, как безотзывность платежей. Однако оборотной стороной такого преимущества является все возрастающая активность разношерстных мошенников. Может все-таки получиться так, что у WebMoney появится такая, казалось бы, нехитрая штука как "возвратность платежей"?
П.Д. В последней версии Keeper Classic непосредственно в меню есть такая опция, как "Вернуть платеж". Кроме того, можно вернуть незавершенный входящий платеж с протекцией сделки отправителю. Убежден, что этого достаточно. У нас никогда не будет chargeback в банковском смысле этого слова, поскольку это входит в фундаментальное противоречие с природой цифровых товаров и услуг, копию которых можно получить бесплатно и моментально, а оригинал "вернуть" продавцу.
А по поводу защиты от мошенников мы можем уверенно утверждать – если вы выполняете все наши рекомендации и рекомендации поставщиков антивирусного ПО – риск утратить ваши средства исчезающее мал и зависит только от вас самих.
Со своей стороны мы предоставляем все эффективные способы получить информацию о контрагенте и предоставить ее о себе самом, если вам дорого доверие ваших клиентов: 1) уровень аттестата (тип аттестата, начиная с Персонального показывает, что Система как минимум проверила представленные нам паспортные данные пользователя конкретного WMID), 2) BL – business level (показатель складывается по определенной формуле из времени работы пользователя в системе, количества его трансакций, оборота, отзывов и жалоб, если таковые есть) 3) Арбитраж – орган для досудебного решения спорных вопросов.
Всегда при совершении сделки нужно собрать максимально возможное количество достоверной информации о вашем партнере – мы даем всем пользователям эту возможность, но не можем отвечать за ваше окончательное решение.
MN. Не могу не задать этот вопрос. До сих пор не утихают споры вокруг недавней правовой коллизии с автоматами моментальных платежей, когда банки явно дали понять терминальщикам, что заинтересованы и в своем куске пирога. Каково Ваше отношение к этой ситуации? Возможно, не за горами уже и то время, когда подобного рода давление испытают и системы интернет-платежей…
П.Д. Мы, к счастью, не являемся ни одной из сторон этой "мыльной оперы", которая длится уже год и, видимо, продолжится после выборов. Единственное, чего хотелось бы – чтобы не реализовался принцип "лес рубят – щепки летят" и не оказались крайними пользователи, которые сейчас имеют дешевый и простой способ пополнения не только электронных кошельков, но и многих других интернет-услуг.
Если иметь в виду выступления по этой теме в прессе, то более емко, чем Андрей Шипилов, по этому вопросу, наверное, не высказался никто: "Нормативно-правовая база для электронных платежных систем существует уже более десяти лет и прекрасно работает в нынешних условиях".
MN. В завершение хотелось бы коснуться радостного события в жизни WebMoney. Совсем недавно WebMoney Transfer стала лауреатом Национальной банковской премии в номинации "Лучшая система online платежей". Насколько велика значимость этой награды?
П.Д. Мы стали лауреатом Национальной Банковской премии по итогам народного голосования. Сами пользователи решили судьбу номинантов. Список компаний, среди которых выбирали голосовавшие, можно увидеть на сайте Премии. Не скрою, нам очень приятно получить награду такого консервативного сообщества, как банковское. Еще приятнее, что пользователи нашли время таким образом выразить нам свою поддержку. Но мне кажется, что и другие наши достижения за этот и прошлые годы давали нам все основания считать, что выбор людей будет именно таким.
В 2008 г WebMoney Transfer отпразднует очень "солидный" для сектора ЭПС юбилей – 10 лет с момента первой трансакции. Но если в плане безопасности мы будем такими же "солидными", строгими, закрытыми и "застегнутыми на все пуговицы", то в плане развития, представления новых продуктов и сервисов – постараемся порадовать наших сегодняшних и будущих пользователей активностью и новыми возможностями.
Я поздравляю всех, кто в предновогодних хлопотах читает это интервью, всех наших пользователей, тех, кто только думает им стать, с наступающими праздниками. На корпоративных поздравительных открытках WebMoney Transfer написано: "Денежного Вам года!". А я хочу прибавить: "И обязательно - радостного!"
MN. Спасибо!
internet.ru